Князя Андрея (даты жизни предположительные — 1111-1174 гг), который являлся сыном Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха, впоследствии назвали Святым Благоверным, а также прочно за ним закрепилось прозвище «Боголюбский». Будучи князем Вышгородским, Дорогобужским, а позже — великим Владимирским, он значительно повлиял на государственную систему, культуру и духовность Руси.
Путь к единоличному правлению
До того, как князь Андрей занял престол, он успешно получал образование, которое зиждилось, в первую очередь, на основах христианства. По достижению совершеннолетия он правил различными городами: в 1149 и 1155 гг — Вышгородом, с 1150 по 1151 — Дорогобужском, в 1153 — Рязанью, а с 1157 г и до кончины — Владимиром.
Правление Андрея Боголюбского начинается с проявления непокорства и самостоятельности — отец желал видеть отпрыска князем Вышгорода, однако тот возвращается во Владимир и отказывается его покинуть. Историки считают перевод столицы княжества из Суздали во Владимир началом становления централизованной власти князя.
Спустя 5 лет князь идет дальше — он при поддержке дружины изгоняет воинов Юрия Долгорукого с Ростово-Суздальской земли, превращаясь в единственного правителя этих территорий.
Военные походы
В летописях часто встречаются упоминания о военных конфликтах между правителями Булгарии и Суздали. И хотя их владения были разделены чужими землями финнов и Мордвы, войны периодически возникали, что связывают с нарушением торговых соглашений.
Еще в 1120 г. отец Андрея Боголюбского совершил успешный поход на волжских булгар, и в 1164 г сын повторил его опыт. Набожный князь возлагал надежды не только на силу войска, но и покровительство божественное, поэтому, в походе его сопровождала греческая икона Богородицы. Для русских воинов кампания была достаточно удачно: был взят славный город Бряхимов.
Через 8 лет Боголюбский снова отправляет войско на булгар, но сам в походе не участвует, а ставит за главного своего сына Мстислава и воеводу Бориса. Это зимнее мероприятие оказалось не столь удачным. Не дождавшись подмоги, князь разрушает села и захватывает ценности, после чего он отступает. Булгары, прознавшие о малочисленности войска князя, начинают погоню. Уйти от неприятеля удалось, но рать Мстислава пострадала от непогоды.
Строительство и православие при князе Боголюбском
Правление Андрея Боголюбского вошло в историю, как период превращения города Владимира в столицу княжества. Тогда он приказал возвести крепость, названную Владимирской, Успенский собор, Золотые ворота. В то же время началось строительство храма Рождества Богородицы в Боголюбове.
Одной из целей правителя было достижение независимости от византийской церкви. Не один раз он пытался добиться самостоятельности от митрополии Киева.
Князем Андреем были введены новые религиозные праздники, часто приглашались зарубежные зодчие для строительства церковных сооружений, отличающихся от прежних построек высотой и величием. Это способствовало появлению собственных русских традиций в зодчестве.
Происхождение прозвища
Существует 2 версии: согласно одной свое прозвище князь приобрел благодаря городу Боголюбову, где правитель основал основную резиденцию. Однако, исходя из более древних источников, «Боголюбским» внук Мономаха стал из-за личностных качеств.
Обстоятельства гибели
Князь стал жертвой заговора, и после убийства, его тело несколько суток оставалось во дворе Рождественского собора никем не тронутыми. Лишь на третьи сутки священнослужитель провел отпевание, а гроб с останками был помещен в Успенский собор. В 1702 году князь Андрей был причислен к лику святых.
Что стало причиной заговора, точно неизвестно. По одной из версий, его организовали бояре, недовольные усилением власти правителя. Зачинщиком выступили представители боярского рода Кучковичей.
Итоги правления
При правлении князя Боголюбского произошел расцвет Владимирского княжества, ставшего развитым и могущественным центром. Он уделял много времени просветительской деятельности и строительству, как религиозных, так защитных сооружений. Историки считают внутреннюю политику князя важным этапом становления на Руси самодержавной власти.